Издатель:
Снегири / Легкие + Мелодия
Дата выхода:
Июнь 2005
Количество треков:
14
Номер в каталоге:
MEL CD 60 00946
iTunes
Deezer
Лето 69.
В 1969 году Всесоюзная Фирма Грамзаписи «Мелодия» специально для “Интуриста” подготовила первый в СССР сборник пляжной музыки, получивший название “От Паланги до Гурзуфа” и экспортный подзаголовок “Musique Sovietique. L’ete 69” . Не предназначенная для широкой продажи в СССР, компиляция должна была стать звуковым сопровождением летнего отдыха для гостей из-за границы. Несмотря на то, что в то время слово “пляжный” нигде на обложке не фигурировало, курортная направленность этого сборника чувствуется во всем: и в названии, получившем сегодня случайный эротический подтекст (69!), и в стилистике, и в подборе треков, который был удивительным.
От Паланги до Гурзуфа
Как и у всех предметов интуристовской эстетики с ее ресторанами, матрешками и гостиницами, главная задача “От Паланги до Гурзуфа” состояла в том, чтобы заинтересовать и взволновать иностранную публику, которой была нужна солнечная, открытая, наполовину инструментальная, наполовину вокальная музыка. Но поскольку этот сборник стал первым проектом такого типа, действовать приходилось, что называется, наугад. Отсюда и необычайная пестрота музыкального материала: от serf-композиций квартета «Электрон», до спонтанной ночной записи Анны Герман, исполняющей итальянскую песню, от явно экспортного варианта “Клен ты мой опавший” с наложением шести электрогитар до треш номеров, находящихся явно за гранью пляжной эстетики.
Постановление №319
Сборник так и не увидел свет. 20 мая 1969 года - в последний год оттепели - вышло постановление Совета Министров РСФСР №319 “Вопросы главного управления культуры РСФСР”, согласно которому следовало распустить часть эстрадных коллективов, а так же размагнитить некоторые записи на «Мелодии».
Естественно, “От Паланги до Гурзуфа” стал одним из первых в списке приговоренных к уничтожению как “прозападный”, “пропагандирующий буржуазные ценности” и “идущий по пути, лишенному творческих перспектив”. В 1970 году с помпой отмечали юбилей Ленина. Начиналась новая эпоха, которой пляжные сборники были уже не нужны.
Подвиг Рыжикова
Эта история получила самое неожиданное продолжение в наше время. В 2004 году на «Мелодию» пришла новая команда и тут же столкнулась с проблемой: магнитные ленты “осыпались”, рискуя уничтожить наиболее раритетные записи. Было принято решение оцифровать огромных размеров фонотеку компании. Процесс шел своим чередом, пока зимой 2005 года не была обнаружена коробка с надписью "Концерт участников всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Третья пластинка”. Прослушивание содержащегося в ней кордубля (так в старину назывался мастер-тейп, представляющий собой магнитную ленту, сделанную с частотной коррекцией специально для винила, и поступающий уже непосредственно на завод) повергло всех в смятение. Вместо сельской самодеятельности на нем был записан яркий, оригинальный материал. Редакторы «Мелодии» Андрей Трошин и Дмитрий Санагурский приступили к опросам старожилов компании и выяснили, что это и есть тот самый сборник “От Паланги до Гурзуфа”.
Оказалось, что редактор Владимир Дмитриевич Рыжиков, курировавший в 1969-м году этот сборник, не решился уничтожить его после печально известного постановления. Пытаться вынести кордубль с «Мелодии» было равносильно самоубийству, поэтому первая и, как выяснилось, последняя компиляция пляжной музыки была спрятана в вышеназванную коробку с трудночитаемой надписью, которая должна была отпугивать особо любопытствующих. Шансы, что лента с таким названием когда-нибудь пригодится, были нулевыми.
Переиздание
Поскольку по своей направленности сборник идеально вписывался в серию «легких сезонов», было принято решение издать этот продукт совместно с компанией «Снегири», которая с зимы сотрудничает с «Мелодией».
Сборник выйдет без изменений, все песни будут следовать в том порядке, в каком и планировалось их первоначальное издание. Естественно, будут и свои особенности, непривычные для уха современного молодого слушателя: во-первых, на диске будет заметно композиционное деление на две части: часть А и часть В, соответствующие сторонам грампластинке; во-вторых, темповый рисунок концу каждой части будет меняться – это связано с тем, что раньше каждую сторону виниловой пластинки заканчивали всегда наиболее спокойным и наименее ценным треком, потому что к концу стороны винил вносил искажения звука, и бодро звучащие или важные треки никогда на эти позиции не ставились.
Сборник будет интересен и знатокам, и специалистам, и медиа, а главное - всем тем, кто хочет провести лето вместе с интересной и оригинальной музыкой.
Кого слушают от Паланги до Гурзуфа.
Квартет «Электрон».
«Мы решили назвать так наш ансамбль, — говорил руководитель «Электрона» Валерий Приказчиков, — не только потому, что его основу составляют электроинструменты. Само направление работы ансамбля, его звучание, характер исполнения мы стремимся сделать современным. И нам кажется, что название «Электрон» в какой-то мере выражает эти наши стремления». В середине 1960-х на отечественной эстраде «Электрон» был лидером в области усовершенствования электроинструментов, экспериментов с звуковыми и тембровыми сочетаниями. Квартет выступал как с сольными программами, так и в качестве аккомпанирующего состава с М. Магомаевым, К. Смирновой, М. Кристалинской, В. Дворяниновой. Ансамбль использовал в своих выступлениях два варианта набора инструментов: три гитары и бас или две гитары, электроорган и ударные. В 1991 году Валерий Приказчиков погиб в автокатастрофе.
Капиталина Лазаренко.
Старинные русские романсы в ее исполнении обожал Сталин, она была солисткой оркестров Леонида Утесова и Эдди Рознера, продала в Америке в общей сложности около полумиллиона дисков. “Офанона” – гвинейская народная песня, слова которой пришлось переводить на русский язык из-за руководителя Гостелерадио Лапина, посчитавшего, что композиция на иностранном языке звучит слишком не по-советски.
Анна Герман.
Анна Герман – один из символов советской эстрады. Обе песни появились в 1966 году. Во время гастролей польской певицы в СССР решено было записать диск-миньон, для чего в экстренном порядке на «Мелодию» вызвали лучших музыкантов (в том числе и электрогитариста Юрия Мухина). Поскольку проект был внеплановый, работать пришлось ночью. Весь материал был записан всего за четыре с половиной часа, и это не смотря на то, что, когда музыканты собрались в студии, они даже не знали, какую музыку им предстоит играть. В сборник вошла композиция на родном для Анны польском языке, в середине которой слышно, как она непринужденно смеется, но потом быстро справляется с эмоциями, и композиция на итальянском языке – настоящий суперхит.
Нина Пантелеева.
В 1946 году Нина Пантелеева в дуэте с Людмилой Лядовой стала лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. После распада дуэта успешно выступала с сольной программой. Слушателей подкупала простота и естественность ее манеры пения. Однако на сборник Нина Пантелеева попала скорее всего благодаря “теплой дружбе советского и кубинского народов”. Современному молодому слушателю кубинская эстетика будет не менее интересна, правда уже несколько по другой причине.
Гюли Чохели.
Грузинскую певицу часто сравнивали с Эллой Фитцджеральд. Та же страсть в голосе, порой переходящая в резкость, те же неожиданные обороты и любовь к экспериментам. Гюли была известна как ценителям джаза, так и поклонникам эстрады, успев поработать и с Лундстремом, и с Орбеляном, и с Саульским.
Юрий Мухин.
Юрий Мухин первым в СССР стал играть на электрогитаре, которую сам и сконструировал, первым использовал метод наложения, в то время уже широко применяемый на западе. На его композицию “Первые шаги” был записан первый в стране видео-клип в современном понимании этого слова. Он успел поработать в самых разных музыкальных направлениях, записав огромное количество инструментальных композиций и аккомпанируя самым разным исполнителям от Бернеса и Кобзона, до Джорджа Марьяновича и цыганских ансамблей. Долгое время он оставался в стране единственным электрогитаристом. Композиция “Клен ты мой опавший” уникальна. Она записана методом наложения задолго до того, как в СССР появились многоканальные магнитофоны. Юрий Мухин записал в студии первую партию на обычный монофонический СТМ, затем ее с одной пленки стали перезаписывать на другую, попутно накладывая вторую партию. Все партии (а их шесть) Мухин играл “в глухую”.
Ансамбль “Рококо”.
Ансамбль “Рококо” был создан около 1965 года композитором Анатолием Быкановым. Основу студийного коллектива составляли музыканты Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Постоянного состава ансамбль не имел, но выделялось “ядро”, состоящее из Николая Варюхина (ударные), Натальи Цехановской (арфа), Тамары Быкановой (челеста), Василия Калинина (гитара) и Алексея Пакуличева (флейта).
Джаз-ансамбль «Балалайка».
Ансамбль “Балалайка” возник в 1965 году. В его состав входили музыканты оркестра русских народных инструментов Гостелерадио. Руководитель ансамбля Виктор Викторович Купревич родился в Литве, окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано в 1952 и по классу композиции в 1960. Был музыкальным редактором популярного журнала “Кругозор”.
Ансамбль И. Зевина.
За десять лет своего существования коллектив дал огромное количество концертов во многих городах Советского Союза, дважды участвовал в конкурсах Москонцерта, где был удостоен дипломов первой степени. Дипломантом конкурса является и руководитель ансамбля Иосиф Зевин, часто выступающий в качестве солиста-аккордеониста