Издатель:
Снегири / Ш2
Дата выхода:
Апрель 2004
Количество треков:
12
Номер в каталоге:
Ш2 011-2
iTunes
Google Play
Яндекс.Музыка
Deezer
«Наши песни - это фиксация разных состояний, зарисовки настроений. Это маленькие картинки, сказки, истории» -
«Снегопады»
Девятилетняя работа над альбомом группы «Снегопады», сольного проекта экс-гитариста "Мегаполиса" Юрия Маценова, закончена. «Ш2» представляют самый «взрослый» проект лейбла и их первый релиз, альбом «Стервятники и фламинго».
Часть 1. Лирическая. Олег Нестеров о «Снегопадах».
«Можно удивиться: откуда ни возьмись в нашем музыкальном пространстве возникло нечто уникальное, ни на что не похожее. Музыку группы «Снегопады» нельзя привязать к какому-то стилю или жанру, даже к какому-то времени: альбом «Стервятники и фламинго» мог выйти и быть актуальным 10 или 20 лет назад, равно как и 10 лет спустя. Это музыка, не принадлежащая к конкретному времени и эпохе.
У этой музыки нездешний привкус, в наших широтах он встречается нечасто. В ней есть что-то от Брайана Ино, Ника Кейва, Brazzaville и даже от Синатры, только более психоделичного и запевшего вдруг на русском языке. После прослушивания всего нескольких треков с альбома, ты впадаешь в совершенно особенное состояние, мир меняет цвет, запах, тебя затягивает в совершенно другую реальность.
На вопрос «откуда?» и «почему?» есть прямой ответ. Он кроется в том, что произошло с музыкантами «Снегопадов» за последние 9 лет. Все просто: это время они провели в аскезе.
Юрий Маценов ушел из «Мегаполиса», потому что ему надоело играть одно и то же. Это было событие, очень болезненное для коллектива, у которого словно взяли и ампутировали треть жизненно важных органов. Как сказал один немецкий продюсер о Маценове, «это цветок, который надо поливать и которым надо любоваться, берегите его». Условия, в которых оказался «Мегаполис» в 1994 году абсолютно для него не подходили.
Два других участника «Снегопадов» тоже «выпали» из жизни. Александр Куницын рисовал картины и подсовывал Маценову французские пластинки. Михаил Саушев, всю жизнь игравший тяжелую музыку, в какой-то момент в ней разочаровался и стал заниматься бизнесом, однако во время понял, что музыка все-таки для него главное.
Они ушли из обычной жизни и поселились на старой базе «Мегаполиса», в очень странном доме с привидениями, в котором ночью нельзя находиться - страшно. Раньше в нем был приют для душевнобольных детей Именно там, вдали от цивилизации, хоть и в самом центре Москвы, «Снегопады» безвылазно жили эти девять лет.
Аскеза «Снегопадов» этим не ограничилась. Несколько лет они вообще не ездили на транспорте, а ходили пешком, в любую погоду, в любую точку Москвы, и не важно, сколько километров им предстояло пройти. Время от времени музыканты проводили различные эксперименты: не ели, не курили, ели и курили, жарили одуванчики, рисовали, читали стихи. И все это перемежалось игрой. Просто брали интрументы, играли, что-то записывали.
Одновременно с этим через творческую мастерскую шел безумный поток людей. Музыкантов, поэтов, художников, людей без определенных занятий. Это время проводилось в долгих разговорах, с кем-то играли вместе, кто-то подсовывал какие-то книжки, какие-то пластинки.
Но внезапно, словно по мановению волшебной палочки, это все исчезло. Как в фильме «Форест Гамп» - герой бежал-бежал, и вдруг остановился. Это был словно сигнал к тому, что надо пойти и записать альбом. Они пошли и записали.
Кто-то мог сказать, что это люди безответсвенные, ленивые: за девять лет они так и не записали альбома. На самом деле Провидение их оберегало, словно время еще не пришло.
Так эта музыка и появилась. Не вдруг, 10 лет она настаивалась, как хорошее вино, которое сперва впитывает в себя солнце, потом – аромат дубовых бочек и не всегда стоит торопиться, чтобы подать его на стол. Музыка «Снегопадов» родилась вопреки времени, сиюминутности и актуальности, она проросла из чего-то вечного.
Можно проверять каждую ноту в припеве своего будущего хита, а можно девять лет прожить вне мира и заниматься музыкой. Можно сказать, что «Снегопады» – это самый странный и необычный опыт в музыке за последние десять лет. Как я уже говорил, их музыку нельзя вогнать в один стиль, привязать к конкретному времени. Однако то, что этот альбом выходит именно сейчас, говорит о том, что его время пришло».
Олег Нестеров.
Часть 2. Для дотошных журналистов: история и факты
Юрий Маценов появился в «Мегаполисе» в 1989 году, куда из металлической команды «Кросс» его привел Михаил Габолаев. Именно он придумал знаменитую аранжировку в "Новых московских сиртаки" (в народе и в «Мегаполисе» - "Яйца дрозда"), без которой песня потеряла бы свой сакральный смысл. Вместе с Олегом Нестеровым он сочинил массу песен: от веселой "Белки и стрелки" до эзотерической «Звездочки».
30 мая 1995 года «Мегаполис» отыграл последний концерт вместе с Маценовым. "Ему больше нравилось сочинять и экспериментировать, чем играть правильно и одно и то же", - рассказывает Олег Нестеров. На прощание в подарок Юрий получил старую репетиционную базу «Мегаполиса» и принялся искать новые формы.
Спустя полгода после ухода из «Мегаполиса» Маценов показал друзьям свой новый проект. Часть материала была записана вместе с Аркадием Марто (Марто сотрудничал с Эдуардом Артемьевым, «Мегаполисом», ныне трудится в коллективе Moscow Grooves Institute). Музыка нового проекта была настолько неожиданной, что найти ей приложение в 1995 году оказалось непросто, и уже практически готовый материал так и не был выпущен.
Случилось так, что проект Маценова и свежеоткрывшийся лейбл Нестерова-Габолаева-Климкявичуса подарили друг другу названия. С легкой руки Нестерова «Снегопады» стали «Снегопадами» – а о снегире, который прилетает из-за моря, пел в своей песне "Дети" Маценов. Оба названия прижились.
За время своего почти десятилетнего «поиска» «Снегопады» напоминали о себе редкими концертами, две композиции ("Соловьи на кипарисах" и "Слоненок") украсили саундтрек к фильму Романа Качанова и Ивана Охлобыстина "Даун Хаус". А инструментальная "Полька" вошла в сборник "Легкая весна".
Сейчас «Снегопады» - это мужчины в возрасте, Юрий Маценов (вокал, гитара), Александр Куницын (бас) и Михаил Саушев (клавиши). Ритм-секция у группы время от времени меняется. Что касается студийной работы, то альбом писался вместе с Александром Зингером, известным барабанщиком, работавшим с такими звездами как, например, Шилклопер.
Александр Куницын
Играет в группе на басу. Начинал свою музыкальную карьеру в группе «Крематорий», играл в «Бахыт-Кампот».
Увлекается живописью. Больше всего его привлекают традиционные жанры: пейзажи и натюрморты.
На обложке альбома – его картина. «Мы все смотрели на эту картину и вдруг поняли, что она идеально «ложится» по настроению на наши песни, - признается Александр. – Ведь наша музыка задумчивая и загадочная, и картина такая же. На ней изображен одинокий путник, который присел отдохнуть. Может быть, этот путник – мы сами».
Михаил Саушев
Играет на клавишах. В «Снегопадах» уже пять лет. До этого играл в группе «Кураж». «Скоро началось разочарование в музыке, - признается Михаил. – От этого было очень грустно, музыкой я заниматься перестал, и стал заниматься бизнесом. Занимался я им весьма успешно, а потом также успешно разорился».
Часть 3. «Стервятники и фламинго»
«Эти девять лет мы отдыхали и репетировали, отходили от репетиций и пьянок, потом опять репетировали, - рассказывает Юрий Маценов. – И вот возраст и здоровье нас подвигли записать альбом».
Как бы то ни было, альбом готов. Продюсером записи выступил Михаил Габолаев. Название диск получил по одной из песен – «Стервятники и Фламинго». «Это вовсе не центральная песня на альбоме – замечает Юрий Маценов. – Просто она дала ему название».
Каждая песня «Снегопадов» - это зарисовка, маленький спектакль, где музыка и слова разыгрывают определенный сюжет. «Снегопады» выстраивают музыкальное драматическое действие, опираясь на шедевры мировой поэзии: от народных английских детских стишков из сборника «Сказки матушки гусыни» до стихов Рембо и Гумилева.
«Мы сознательно обращаемся к хорошим стихам, настоящей литературе. Зачем опять придумывать плохие стихи про любовь, когда полно прекрасных стихотворений! – восклицает Юрий Маценов. – В результате у нас получается словно «экранизация» стихотворения. Идет долгая работа с текстом, поиск музыки. Это не просто механическое исполнение поэзии. Стихи сами ищут свою мелодию, иногда, наоборот, музыка подбирает к себе текст. Меняют местами строчки, кое-что отбрасывается, и эта работа может продолжаться очень долго».
Часть 4. «Снегопады» и Олег Нестеров об альбоме
1. «Два пилота»
Юрий Маценов: «Мы играли эту песню и быстро, и медленно, и даже в духе регги. Вариант, который вошел на альбом – наиболее магический».
Олег Нестеров: «В этой песне - ощущение спокойствия и беспокойства, тревоги и счастья одновременно. Песня очень романтическая и одновременно обреченная. Можно перефразировать слова Евгения Гришковца о его спектакле: эта песня для женщин, чтобы они поняли, каковы на самом деле мужчины».
2. «Офелия»
Олег Нестеров: «Для многих смысл этой песни будет заключаться между слов. Образы идут потоком, сквозь буквы и слова».
Юрий Маценов: «Сперва это была совсем другая песня. Было все готово: музыка, текст. И вот, в последний день записи я пришел, и записал совершенно новый вокал с совсем другими словами. Так родилась эта версия стихотворения Рембо».
3. «Контрабандисты»
Юрий Маценов: «Это просто образ: море, парус, шлюпка, контрабандисты и их состояние. Все остальное никого не волнует».
4. «Мексиканец»
Юрий Маценов: «Это одна из самых любимых песен. Она очень добрая, мягкая».
5. «Атлет»
Юрий Маценов: «Это песня на немецкое стихотворение начала 20 века. Был такой период, когда мы очень увлекались литературой того времени, импрессионизмом. Именно тогда родилась идея записать эту песню».
6. «Мщенье»
Юрий Маценов: «Это песня на стихи Николая Гумилева. Как и в истории с «Офелией», сначала в ней был другой текст, и я ходил и думал: «Что-то не то, слова не гармонируют с музыкой». А потом мне попалось на глаза это стихотворение, и я сразу понял, что это именно то, что надо. И именно в тот вечер, когда мы должны были ее записать, нашего звукорежиссера очень сильно избили, вышло все в точности как в этих стихах, так что мы решили посвятить эту песню ему».
7. «Настя»
Юрий Маценов: «Это инструментальная композиция. Сперва в ней были слова, но они исчезли, а название осталось».
8. «Палач»
Юрий Маценов: «Это очень серьезная песня».
Олег Нестеров: «При этом песня несет очень легкий образ. И рефрен «Палач, палач, милейший, не плачь» - надолго запоминается и не вылезает из головы».
9. «Роджер»
Юрий Маценов: «Песня эта взята из сборника «Сказки матушки гусыни». Это детское стихотворение, если приглядеться, с совсем не детским смыслом».
10. «Сумасшедший»
Юрий Маценов: «Это политическая песня, выражающая представление английского народа о политике в интерпретации для детей».
11. «Стервятники и фламинго»
Юрий Маценов: «Объяснить, что происходит в этой песне, невозможно. Она написана по мотивам сна, а сон нельзя объяснить – его можно только рассказать или почувствовать».
12. «Но мы все равно убежим»
Олег Нестеров: «Эта песня до конца объясняет, что это за явление – «Снегопады»».